ПРОСВЕЩЕНИЕ И РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ДУХОВНАЯ СИЛА ОБНОВЛЯЕМОГО УЗБЕКИСТАНА
Объявление независимости и приверженность руководства Узбекистана идеалам демократии, избрание светского пути развития общества постепенно позволили создать равные правовые условия сосуществования религиям
в целом и религиозным группам в частности.
В рамках принятой по инициативе Президента Республики Узбекистан Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития страны в 2017-2021 годах во всех сферах активно продолжаются преобразования.
В духовно-религиозной сфере эта широкомасштабная работа проводится соответствующими государственными органами и институтами гражданского общества и нацелена на обеспечение граждан гарантированным Конституцией правом на свободу совести; укрепление религиозного плюрализма, толерантности и межконфессионального диалога.
Актуальная и своевременная инициатива
Одним из весомых результатов совместной работы считается принятие
в декабре 2018 года Генеральной ассамблеей ООН специальной резолюции «Просвещение и религиозная толерантность», что явилось практической реализацией инициативы Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, выдвинутой на 72-й сессии высшего органа этой организации.
Основной целью документа «обеспечение всеобщего доступа
к образованию, ликвидации безграмотности и невежества». Примечательно, что резолюция не только единогласно поддержана всеми государствами-членами ООН, но и принята при соавторстве свыше 50 стран. Это свидетельствует о высоком международном признании актуальности и своевременности инициативы Президента Узбекистана.
Документ призван «содействовать утверждению толерантности
и взаимного уважения, обеспечению религиозной свободы, защите прав верующих, недопущению их дискриминации».
В резолюции подчеркивается важная роль продвижения мира, прав человека, терпимости и дружбы. Также признается важность интеграции, взаимоуважения, терпимости и взаимопонимания во имя укрепления безопасности и мира на планете. Приветствуются все международные, региональные и национальные инициативы, направленные на поощрение межрелигиозной, межкультурной и межконфессиональной гармонии и борьбу
с дискриминацией в отношении отдельных лиц на основе религии или убеждений.
Одновременно резолюция предлагает государствам-членам ООН внедрить соответствующие коммуникационные стратегии, такие как широкомасштабная пропагандистская работа в национальных и международных СМИ, а также в сети Интернет, и распространять просветительскую информацию о толерантности, ненасилии и свободе религии или убеждений.
В документе также признается ключевая роль ЮНЕСКО в поощрении мира и безопасности в мире путем расширения сотрудничества между нациями посредством образования, науки, культуры.
Реформы, меняющие облик страны и строй жизни
За последние пять лет в Узбекистане произошли значительные изменения
и реализованы широкомасштабные реформы во многих областях, в том числе
и в религиозно-просветительской сфере. Принят ряд законодательных актов, направленных на дальнейшее совершенствование деятельности в религиозной сфере. Так, в период 2017-2019 гг. приняты Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию деятельности Комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан», «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности религиозно-просветительской сферы», Указ «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в религиозно-просветительской сфере».
В целях углубленного изучения ислама и обучения его научным основам создана Международная исламская академия Узбекистана, специализирующаяся на обучении светским и религиозным знаниям, подготовке квалифицированных кадров по толкованию Корана, исламскому праву, религиозным догмам и хадисам.
В Узбекистане задействованы своеобразные механизмы возрождения национальных и религиозных ценностей, изучения и пропаганды богатого научно-духовного наследия великих предков, укрепления в обществе религиозной толерантности – налажена деятельность Центра исламской цивилизации, международных научно-исследовательских центров имени Имама Бухари, Имама Термизи и Имама Матуриди.
Главная цель – дальнейшая активизация научного исследования наследия Имама Бухари, Имама Термизи, Абу Мансура Матуриди, Абу Муина Насафи
и других мыслителей, внесших огромный вклад в развитие исламской цивилизации и науки, защита священной религии от различных угроз, борьба
с невежеством путем просвещения, воспитание молодежи в духе гуманизма.
В результате широкомасштабных реформ и преобразований, осуществленных в религиозной сфере, начали свою деятельность Высшее медресе Мир Араб в Бухаре и Высшая школа хадисоведения в Самарканде.
Кроме того, при Управлении мусульман Узбекистана образован Благотворительный общественный фонд «Вакф», в числе задач которого – финансирование работ по реконструкции мечетей, святых мест паломничества
и посещения, других объектов, обеспечение материально-технической базы
и оказание материальной поддержки работникам данной сферы. Фонд получил возможность распоряжения средствами, поступающими на 3 счета: благотворительный, вакф и закят (ушр, фидя, фитр).
В соответствии с принятыми законодательными актами, в целях дальнейшего совершенствования деятельности Комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, утвержден новый состав Совета по делам конфессий, который является общественно-консультативным органом при Комитете. Состав совета расширился с 9 до 17 членов, куда включены представители всех религиозных конфессий, функционирующих в Узбекистане.
Кроме того, в структуре Комитета по делам религий создан отдел по работе с женщинами, а также введена должность заместителя председателя, курирующего данное направление работы. Создана Республиканская пропагандистская группа по координации духовно-просветительской работы среди женщин.
Совместно с Управлением мусульман Узбекистана создана нормативно-правовая база для осуществления деятельности «отин ойи» (религиозные наставницы), что определило их правовой статус.
Вместе с тем, в Узбекистане придается важное значение сохранению религиозного и духовного наследия, обогащению существующих фондов, созданию местным и зарубежным исследователям необходимых условий для работы с историческими источниками, всестороннему изучению образцов историко-культурного наследия. В этой связи Президентом Узбекистана в мае 2017 года подписано Постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы хранения, исследования и пропаганды древних письменных источников». Реализация предусмотренных в Постановлении мер позволяет эффективно изучать литографические книги, исторические документы, старинные рукописи, относящиеся к научным и религиозным школам.
Разумная религиозная политика – залог стабильности и процветания
В целях обеспечения межнационального и межконфессионального согласия в обществе в Узбекистане создана законодательная база, предусматривающая соблюдение прав и законных интересов всех граждан.
Наша Конституция гарантирует свободу вероисповедания каждого человека. В настоящее время разрабатывается Закон «О свободе совести
и религиозных организациях» в новой редакции, который будет способствовать полному обеспечению конституционных прав граждан страны на свободу совести и вероисповедания.
Особое внимание уделяется совершенствованию и либерализации национального законодательства в сфере религии. Упрощены процедуры получения разрешения на изготовление, ввоз и распространение религиозной литературы. Порядок государственной регистрации религиозных организаций значительно оптимизирован и заметно упрощен. Так, за последнее время
в Узбекистане зарегистрировано 67 религиозных организаций, из которых
2 высших и одно средне специальное исламское учебное заведение в Бухаре, Самарканде и Термезе, 47 мечетей и 17 церквей. При этом национальное законодательство не предусматривает какие-либо ограничения в количестве или сроках их регистрации.
Вышеуказанные неисламские религиозные организации относятся
к четырем направлениям христианства – пятидесятники (12 организаций), баптисты (3 организации), адвентисты, новоапостольцы (по одному).
За годы независимости построены и отреставрированы сотни мечетей
и церквей, в том числе православные храмы в Ташкенте, Чирчике, Самарканде
и Навои, католический костел в Ташкенте, Армянская церковь в Самарканде. Верующим возвращены десятки мечетей и православных церквей, католические костелы в Ташкенте (1992) и Самарканде (1997), лютеранская кирха в Ташкенте (1993), армянская церковь в Самарканде (1992) множество других объектов.
В настоящее время в Узбекистане осуществляют свою деятельность всего 2306 религиозных организаций 16 религиозных конфессий. Из них мусульманских организаций – 2115, что составляет 92 процента от общего количества. Действуют 174 христианских организаций, 8 еврейских общин,
6 общин Веры Бахаи, одно общество кришнаитов и один буддийский храм,
а также межконфессиональное Библейское общество Узбекистана.
Религиозные организации наряду с другими общественными организациями страны активно участвуют в духовно-просветительской работе, вносят весомый вклад в повышение духовности общества, формирование
у молодежи стойких убеждений, основанных на патриотизме,
а также межконфессиональной и межнациональной толерантности.
Религиозная политика в Узбекистане основывается на принципах светского характера государства, веротерпимого и равноправного отношения ко всем религиям. Здесь на равных условиях осуществляют свою деятельность представители различных наций и этнических групп, исповедующих ислам, христианство, буддизм, иудаизм и другие религии.
Для приверженцев каждой конфессии созданы все условия, позволяющие свободно и беспрепятственно исповедовать свою религию. Верующие свободно молятся в мечетях, церквах, синагогах, соблюдают пост, совершают паломничество. Религиозные организации имеют право на владение территорией, издавать литературу, подготавливать своих религиозных служителей, организовывать паломничество в священные места.
Гарантированная национальным законодательством Узбекистана свобода вероисповедания создала все необходимые условия для удовлетворения религиозных нужд всем гражданам – представителям 138 национальностей
и этнических групп.
Представители разных конфессий свободно отмечают все религиозные праздники. Так, из года в год все более масштабно празднуются Курбан-хайит
и Рамазан-хайит – у мусульман, Пасха и Рождество – у христиан, Пейсах, Пурим и Ханука – у иудеев, Навруз – у Бахаи, а также празднества, посвященные Будде и Кришне и другие крупные мероприятия.
Верующие совершают паломничество к святым местам: мусульмане
в Саудовскую Аравию, христиане – в Россию, Грецию и Израиль, иудеи –
в Израиль. За годы независимости около 305 тысяч мусульман осуществили паломничество в Саудовскую Аравию, в т.ч. 130 тысяч – хадж и 175 тысяч – умра, более 2,5 тысяч христиан и иудеев посетили религиозные святыни
в Израиле, России, Турции, Италии, Грузии, Греции.
Для удовлетворения духовных потребностей общества ежегодно издается большое количество религиозной литературы различной направленности. Для полного освещения религиозной жизни Узбекистана издается ряд газет
и журналов, в том числе газеты «Ислом нури», «Слово жизни», журналы «Хидоят», «Восток свыше».
Просвещением против невежества
На сегодняшний день в Узбекистане на системной основе проводится комплекс мер по защите населения от негативного влияния деструктивных идей, отражающих радикальную экстремистскую идеологию и религиозный фанатизм. Так, под лозунгом «Просвещение против невежества» ведется работа по дерадикализации граждан, обвиняемых в преступлениях, связанных
с экстремизмом, и раннему предупреждению радикализации населения.
В июне месяце 2017 года по инициативе главы государства пересмотрены т.н. «черные списки» приверженцев радикальных течений с целью исключения из них граждан, твердо вставших на путь исправления, осознавших ошибочность своих радикальных убеждений и не представляющих опасности для государства. В этой связи в регионах страны созданы специальные комиссии из числа органов исполнительной власти на местах, правоохранительных, религиозных, общественных организаций, целью которых является активная совместная работа государственных и общественных организаций по возвращению
к нормальному образу жизни людей, ошибочно попавших под влияние экстремистских идей и течений.
Только в 2020 году в регионах страны проведено более 4 тысяч пропагандистских мероприятий с охватом несколько сотен тысяч человек.
Помимо этого, в целях дальнейшего оздоровления религиозной ситуации
в стране публикуются материалы в СМИ и Интернете, организуются специальные теле- и радиопередачи, в том числе такие, как «На пути
к истине», «Уроки Имама Бухари», «Ислам: сущность и трактовка».
Также в сентябре 2018 года утвержден Порядок освобождения от уголовной ответственности граждан Республики Узбекистан, по заблуждению оказавшихся в составе террористических, экстремистских или иных запрещенных организаций и групп, предусматривающий возможность их последующей реинтеграции и адаптации в обществе.
Важным шагом в указанном направлении стало применение актов помилования. В частности, с 2017 года принято 14 указов Президента Республики Узбекистан о помиловании лиц, совершивших преступления.
Необходимо отметить, что в течение последних пяти лет, в рамках проводимой в Узбекистане последовательной политики в сфере защиты прав
и свобод граждан, особое внимание уделяется мерам, направленным на защиту прав, свобод, чести и достоинства не только граждан, проживающих в стране, но и наших сограждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации за рубежом.
К сожалению, некоторые наши граждане, попавшие под влияние чуждых идей, поверившие ложным обещаниям, в разные годы вступали в ряды международных террористических организаций в зонах вооруженных конфликтов. Некоторые из них, являвшихся супругами, отцами погибли в ходе вооруженных столкновений. Учитывая данное обстоятельство, по поручению Президента Узбекистана в 2019-2021 годах успешно проведены четыре гуманитарные акции «Мехр», в рамках которых из зон вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке и в Афганистане на Родину возвращены свыше 400 граждан страны, в основном, женщины и дети. В целях дальнейшего содействия по их скорейшей реинтеграции и реабилитации на государственном уровне реализован комплекс мер по своевременному оказанию медицинской, психологической, материальной и моральной помощи. Всем репатриантам созданы необходимые условия для их адаптации к мирной жизни и интеграции в общество, предоставлен доступ к образовательным и другим социальным программам,
в том числе путем обеспечения жильем и трудоустройства.
Другим немаловажным фактором по своевременному решению социальных проблем узбекских граждан, оказавшихся в трудной ситуации, является инициатива главы государства по возврату на Родину граждан Узбекистана из числа трудовых мигрантов из-за рубежа, предоставления им социально-правовой помощи. Так, в период пандемии коронавируса обеспечено возвращение
в страну более 500 тысяч граждан. Помощь различного характера предоставлена почти 100 тысячам соотечественникам, оказавшимся за пределами страны
в трудном положении.
В данном контексте следует отметить о проводимой разъяснительно-профилактической работе среди вышеуказанной категории лиц по недопущению их радикализации за рубежом. С указанным контингентом перед выездом из страны проводятся регулярные встречи и беседы, мероприятия по разъяснению опасных последствий экстремизма и терроризма. Выпущены пропагандистские буклеты и памятки, которые распространяются в аэропортах, на железнодорожных и автовокзалах, в пограничных и таможенных пунктах. После возвращения мигрантов на родину с ними проводятся профилактические беседы, решаются их социально-экономические проблемы, в том числе по дальнейшему их трудоустройству.
Международное сотрудничество – важный фактор межнационального согласия и религиозной толерантности
Власти Узбекистана концентрируют внимание на налаживании конструктивного диалога и сотрудничества с международными организациями
и экспертами в религиозной сфере.
В ходе визитов в Узбекистан Верховного комиссара ООН по правам человека Зейда Раада аль-Хусейна (май 2017 г.) и Верховного комиссара ОБСЕ по делам нацменьшинств Ламберто Заньера (апрель 2018 г.) обсуждено текущее состояние дел, дана высокая оценка реформам в нашей стране, отмечено, что Узбекистан уделяет особое внимание обеспечению межнационального согласия
и религиозной толерантности, укреплению дружбы между представителями различных наций и народностей.
По итогам визита в Узбекистан специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии и убеждений Ахмеда Шахида (октябрь 2017 г.) принят отдельный документ о реализации комплекса мероприятий в сфере религии.
Спецдокладчиком отмечен достигнутый прогресс по упрощению процедур регистрации и осуществления деятельности религиозных организаций, а также совершенствованию системы религиозного образования в стране.
Представитель ООН приветствовал взаимодействие властей Узбекистана
с Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
и подчеркнул заинтересованность в содействии продвижению реформ в сфере защиты свободы вероисповедания в стране.
В 2019-2020 годах совместно с зарубежными партнерами проведен ряд мероприятий, посвященные осуществляемым в Узбекистане преобразованиям
в религиозной сфере:
- узбекско-американский семинар «Религия и верховенство закона» (ноябрь 2019 г.);
- презентация «Руководящих принципов ОБСЕ относительно правосубъектности религиозных общин и общин, придерживающихся определенных убеждений» (декабрь 2019 г.);
- узбекско-американский круглый стол «Гарантия свободы вероисповедания – важная основа открытого гражданского общества» (январь 2020 г.);
- узбекско-американская видеоконференция, посвященная выполнению пунктов «Дорожной карты», принятой парламентом Узбекистана по рекомендациям Специального докладчика ООН по религиозным вопросам Ахмеда Шахида (май 2020 г.);
- международная конференция «Религиозная толерантность – залог мира и межнационального согласия» (ноябрь 2020 г.).
Самое главное – в декабре 2020 года Госдепартамент США исключил Узбекистан из т.н. «специального списка наблюдения» по обеспечению религиозных свобод, что является для нашей страны огромным достижением
и международным признанием.
Заявление, сделанное Государственным секретарем США Майклом Помпео, не может не вызывать гордость за нашу страну, ставшую на путь решительных и бесповоротных реформ на пути к построению демократического общества. Поводом для такого решения стал значительный и конкретный прогресс, достигнутый правительством Узбекистана за последний год. Было подчеркнуто, что смелые реформы Ташкента являются образцом для подражания для других народов.
Следует отметить, что в 2018 году учитывая значительное улучшение ситуации в сфере обеспечения религиозных свобод Узбекистан исключен из списка «стран, вызывающих особую обеспокоенность», где оставался
с 2006 года.
В ходе визита в Узбекистан в сентябре 2018 года делегация во главе
с послом США по особым поручениям Сэмом Браунбэком имела возможность убедиться в реализации практических мер по обеспечению религиозных свобод, совершенствованию и упрощению действующих норм, выработке подходов по противодействию радикализму, беспрецедентному освобождению тысяч лиц, осужденных за религиозные преступления, а также созданию институциональных механизмов по продвижению просвещенного ислама.
По заявлению посла Сэма Браунбэка «руководство Узбекистана действительно привержено процессу преобразований, и в стране достигнут существенный прогресс не только в сфере религиозных свобод, но и в сфере принудительного труда и в целом прав человека».
И в целом мировое сообщество высоко оценивает преобразования
в Узбекистане по обеспечению межнационального согласия и религиозной терпимости. Опыт Узбекистана изучается международным сообществом. Народ в Узбекистане чувствует эту международную поддержку и видит тому подтверждения. Так, например, 13 октября 2020 года впервые в истории Узбекистан был избран членом Совета ООН по правам человека на трехлетний срок - 2021-2023 годы, получив 169 голосов из 193 государств - членов ООН.
Все во имя человека, во имя его будущего
В целом стоит заметить, что важной отличительной чертой религиозной жизни современного Узбекистана выступает недопустимость установления преимуществ или ограничений для одной религии по отношению к другим конфессиям.
Узбекистан последовательно и неукоснительно выполняет свои международные обязательства в области обеспечения религиозных свобод
в рамках международных договоров по правам человека. В настоящее время наша страна присоединилась более чем к 70 основным международным документам по этой сфере, что способствовало созданию в Узбекистане эффективной системы защиты прав человека.
Таким образом можно констатировать, что проводимая Узбекистаном политика в сфере религии, направленная на укрепление в обществе межконфессионального диалога и религиозной толерантности, является важным фактором стабильности и безопасности. А осуществляемые в стране широкомасштабные реформы являются ярким подтверждением неизменного последовательного курса Президента Республики Узбекистан в реализации принципа «Все во имя человека, во имя его будущего».