Узбекистан предпринимает энергичные меры по сокращению теневой экономики
В нашей стране осуществляются широкомасштабные реформы, направленные на создание благоприятных условий в денежно-кредитной, валютной, налоговой и других сферах для ведения предпринимательской деятельности, а также на улучшение инвестиционной среды.
Но вместе с тем оценки экспертов и проводимые среди субъектов предпринимательства опросы свидетельствуют о том, что теневой оборот в экономике сохраняется на высоком уровне. Это особенно заметно в таких сферах, как торговля и общественное питание, автоперевозки, строительство и ремонт жилья, ЖКХ.
Конечно, такое положение наносит урон интересам добросовестных предпринимателей и создает неравные условия при ведении бизнеса.
Глава государства на совещании 16 января подчеркнул, что проблема теневой экономики является актуальной. По приведенным данным, в тени остается большой объем оборота: в сфере услуг — 140 триллионов сумов, в строительстве — 50 триллионов сумов и в промышленности — 40 триллионов сумов. Если бы эти средства использовались по назначению, то ВВП увеличился бы на 135 триллионов сумов, а Государственный бюджет пополнился 30 триллионами сумов.
Почти 11 тысяч, или 41 процент, из 27 тысяч строительных организаций в отчетах указало только одного официально работающего сотрудника. 2 249 компаний из них ведут деятельность в Ташкенте, 1 087 — в Ташкентской области, 837 — в Самаркандской. Эти компании за прошлый год выполнили строительные работы на 4 триллиона сумов.
Проблема глобального масштаба
К сожалению, теневая экономика существует не только в Узбекистане, но и во всем мире. Ученый-экономист Э. Фейг оценил, что ее масштаб в конце 70-х годов прошлого века составил одну третью часть официального валового внутреннего продукта США. Эта оценка специально обсуждалась в экономическом комитете Конгресса Соединенных Штатов.
В 1991 году в Женеве состоялась конференция аналитиков Европы, посвященная теневой и неофициальной экономике. На основе ее материалов изданы специальные указания по статистике теневой экономики в странах с развитой рыночной экономикой. С тех пор эта проблема широко исследуется во многих развитых и развивающихся странах. В 2016 году объем теневой экономики по отношению к ВВП составил в Италии 21,1 процента, в Швеции — 20,4 процента, во Франции — 14 процентов, в Германии — 13 процентов.
Показатели особо высоки в развивающихся странах. К примеру, в Таиланде ее объем достиг 71 процента, в Египте и Боливии — 66 процентов, в Панаме — 62 процентов. Россия до недавних пор занимала четвертое место в рейтинге, охватившем 28 государств, и вошла в пятерку самых крупных теневых экономик. Согласно ряду исследований, посвященных оценке и прогнозу развития глобальной «тени», ее объем составляет 33,6 триллиона рублей, или равен 39 процентам ВВП страны.
Крупную теневую экономику имеют Украина — с показателем 46 процентов ВВП, Нигерия — с 48 процентами и Азербайджан — с 67 процентами, Шри-Ланка — с 38 процентами.
Эксперты дают такое определение теневой экономики — экономическая деятельность, находящаяся вне рамок государственного регулирования, налогообложения или контроля.
Самые маленькие показатели объема сектора теневой экономики отмечены в США — 7,8 процента ВВП, Японии — 10 процентов и Китае — 10,2 процента. В 2016 году доля теневой экономики в глобальном валовом внутреннем продукте превысила 22,6 процента. В следующих годах этот показатель снижался: в 2017 году — до 22,5 процента, в 2020-м — до 22,1 процента. Ожидается, что в 2025 году данный показатель снизится до 21,4 процента.
Причины и следствия
Факторов, приводящих к развитию теневой экономики, много. Это противоречивая природа человека, борьба между добром и злом, недостатки в налоговой политике, ненасыщенность рынка товарами и услугами, отсутствие равновесия между отраслями и сферами экономики, низкая покупательская способность населения, недостаточность законодательной базы, несовершенство механизма борьбы против экономической преступности, отношение государства к частной собственности и частному сектору, бюрократия, уровень компетентности и ответственности государственных служащих, административное давление на предпринимателей, принуждение к благотворительности.
Действующие в тени предприниматели платят в государственную казну меньше налогов, искусственно уменьшая объемы настоящей прибыли или же скрывая от государства выручку от продажи товаров, выполненной работы или оказанной услуги.
Следует признать, что владельцы магазинов, которые продают завезенные контрабандным путем сигареты «из-под прилавка» и нигде не указывают полученный от этого доход, имеются и в США или Британии. Разница лишь в том, что в развитых странах правительства стремятся предпринимать меры по сокращению доли незаконного оборота.
В бывшем Союзе товары, нужные для повседневной жизни человека, зачастую были дефицитными. Например, многие водители на предприятиях или в организациях продавали часть бензина, которым заправляли служебные автомобили. В одном из исследований, посвященных теневой экономике, отмечено, что в 70-х годах прошлого века от 33 до 65 процентов, бензина, которым заправляли авто, в крупных городах было украдено таким путем.
Воровать деньги из государственной казны можно было и путем приписок непроизведенной продукции, невыращенного урожая, неоказанных услуг. Важным фактором существования теневой экономики было то, что в обороте находились огромные объемы наличных денег. Это было вызвано недоверием людей финансовым организациям. Даже когда у людей появилась возможность копить деньги в 1970—80-х годах, мало кто нес их в сберегательную кассу, как это пропагандировалось, а предпочитали хранить «под подушкой». Они оказались правы, если учесть участь «сгоревших» банковских вкладов населения в 90-е годы прошлого века.
Реформы Президента Узбекистана по сокращению барьеров для предпринимательства, снижению процентов по налогам способствуют сокращению теневой экономики. Правда, еще есть некоторые проблемы. На одну из них указал глава государства, когда привел факт, что строительная организация, указывающая в отчете наличие в штате всего одного сотрудника, строит объект стоимостью пять миллиардов сумов.
Теневая экономика в любой стране вне закона, зачастую за такие нарушения предусмотрена уголовная ответственность. О том, что работает незаконно, знает, например, и поставщик контрафактной продукции, и человек, ее продающий, и чиновник, который за взятку закрывает глаза на их махинации. Поэтому все делается максимально скрытно.
Ответственные ведомства могут дать только предположительные оценки. В 2019 году сообщалось, что в Узбекистане доля теневой экономики может составлять от 48 до 62 процентов — в зависимости от сферы.
Политика открытости, и для чего нужна цифровизация
В последние годы благодаря политике открытости до общественности доводятся разные статистические факты. Это может создать впечатление, что доля теневой экономики увеличивается. И если Всемирный банк считает ВВП Узбекистана в объеме 80 миллиардов долларов, то доходы в 32 миллиарда долларов не поступают в Государственный бюджет. Вред теневой экономики еще и в том, что она «убивает» стимул к законной уплате налогов. Скажем, видя, как фирмы или компании обогащаются за счет сокрытия доходов, владелец другой фирмы теряет желание платить налоги.
Наличие в Узбекистане теневой экономики имеет, конечно же, свои корни и причины.
Первая из них — чрезмерное вмешательство государства в хозяйственные дела. До недавних пор предприниматель, который вел деятельность, официально зарегистрировав свой бизнес, не мог сказать, что полностью свободен. Например, хоким района или другое должностное лицо могли «попросить» выделить определенную сумму на проведение мероприятий, благоустройство или другие цели. Бизнесмен, которого на словах по сути вынудили перечислить часть дохода на проведение мероприятия, потом, естественно, не указывал эту сумму в налоговом отчете. Почему магазины или столовые не любили давать клиенту чек? Потому что они должны были оставить лазейку, чтобы закрыть неоплаченные посиделки какого-либо чиновника или проверяющего.
Вторая причина заключалась в тяжелом налоговом бремени. Поэтому правительство Узбекистана с целью стимулирования предпринимателей к прозрачной деятельности снизило налог на добавленную стоимость до 12 процентов. Значит, нужно сделать так, чтобы налог не обременял условного водителя авто, который предпочитает заниматься частным извозом, чем работать официально.
Третья причина — коррупция. В Узбекистане несколько проверяющих инстанций, в штате которых всегда находились те, кто за взятки закрывал глаза на отчеты предпринимателей, скрывающих свои доходы.
Сейчас в Узбекистане документы и делопроизводство постепенно цифровизируются, что приводит к сокращению доли теневой экономики. Уменьшение оборота наличных, переход на электронные платежи также, с одной стороны, сокращают теневую экономику, с другой — способствуют росту доверия к банкам.
Президент Шавкат Мирзиёев на заседании правительства, посвященном проблеме теневой экономики, отметил, что полностью будет изменена деятельность Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре. При нем будет открыт научно-аналитический и учебный центр.
Глава государства подписал постановление о мерах по совершенствованию механизмов государственного контроля в сфере борьбы с теневой экономикой. Им предусматривается поддержка законопослушных предпринимателей, сокращение масштабов теневой экономики не репрессивным путем, а через механизмы стимулирования предпринимателей и предоставления им практической помощи. Также, отказываясь от усиления мер наказания, намечено защищать добросовестных предпринимателей, что должно привести к устранению коррупционных факторов, мешающих развитию бизнеса.
Вывод о том, какой результат дала эта работа, можно будет сделать через год — когда будет объявлен новый отчет, посвященный доле теневой экономики в Узбекистане.
С 1 марта запущен рейтинг устойчивости предпринимателей. Его намечено вести в электронном виде, он даст предпринимателям с высоким рейтингом возможность пользоваться рядом льгот и преференций. Широкое внедрение цифровых технологий не только ведет к повышению производительности труда, но также будет способствовать выходу субъектов предпринимательства из тени.
Целесообразно дальнейшее реформирование и либерализация налоговой системы, упрощение таможенных процедур, создание удобной и гибкой системы по учету индивидуальных предпринимателей и их налогообложению, продолжение работы на основе передового зарубежного опыта.
Для предпринимателей с высоким рейтингом будут отменены все налоговые проверки, сумма налога на добавленную стоимость будет возвращаться в течение одного дня, излишние платежи по другим видам налогов — в течение трех дней. Создается возможность для взаимного учета в таможенных и налоговых органах НДС при импорте и реализации товаров. Все эти меры будут способствовать сокращению теневой экономики и, следовательно, дальнейшему социально-экономическому развитию страны.