Цифровизация кадровой службы Узбекистана: преимущества и перспективы
В условиях стремительных развитий информационных технологий в Узбекистане, придается приоритетное значение автоматизации государственного управления в целом. При этом развитие цифровых технологий становится важным фактором для повышения эффективности государственного управления и обеспечения качественных государственных услуг. Это стремление основывается на понимании того, что эффективное использование цифровых технологий является важным фактором для обеспечения прозрачного и эффективного государственного управления.
Современные цифровые решения позволяют собирать и анализировать большие объемы данных о персонале, что помогает руководству принимать обоснованные решения на основе больших данных. Это включает в себя анализ производительности сотрудников, прогнозирование потребности в персонале, оптимизацию структуры заработной платы и другие аспекты управления персоналом.
Приоритетное внимание к формированию цифровой компетентности государственных служащих в Республике Узбекистан свидетельствует о стремлении к инновационному и эффективному государственному управлению. Преодоление вызовов требует комплексного подхода, включая образование, сотрудничество и внедрение современных технологий. В итоге, укрепление цифровой компетентности госслужащих содействует модернизации государственных структур и обеспечивает стабильное развитие страны в цифровую эру.
По Республике за последние 3 года количество учебных центров по развитию IT компетенций выросло до более чем 300. Число молодых людей, прошедших обучение и получивших сертификат в рамках проекта «Один миллион программистов», запущенного в 2019 года, составило 1,2 миллиона.
В рейтинге электронного правительства ООН (e-government Survey) Узбекистан в 2022 году поднялся на 18 позиций и вошел в число стран с «высоким/очень высоким уровнем развития».1 По результатам «GovTech Maturity Index» Всемирного банка Узбекистан поднялся на 37 позиций в сфере государственного управления и государственных услуг, а по цифровым навыкам и инновациям в госуслугах – на 65 позиций. В рейтинге «Индекс готовности правительства к искусственному интеллекту», разработанном британской организацией Oxford Insights, Узбекистан за 4 года поднялся с 158-ого на 79-ое место.
Согласно Указа Президента Республики Узбекистан о стратегии «Узбекистан – 2030» поставлена цель довести объем экспорта IT-услуг и программных продуктов до 5 млрд долларов.
Проактивное реагирование на вызовы и стремление к постоянному усовершенствованию образовательных инициатив обеспечивают успешную адаптацию государственных служащих к цифровой эпохе.
«Страна не будет развиваться, если каждая отрасль не будет идти в ногу с цифровыми технологиями» — заявил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
Под руководством Президента Шавката Мирзиёева Узбекистан в последние годы активно внедряет применение цифровых технологий в различные сферы государственного управления, включая образование, здравоохранение, транспорт и др. Это требует от госслужащих усвоения новых навыков и компетенций для эффективного использования цифровых инструментов.
За последние пять лет в этот сектор было направлено 2 миллиарда долларов, в том числе 700 миллионов долларов прямых инвестиций. Благодаря этому 14 тысяч молодых людей были обеспечены высокооплачиваемой работой. Кроме того, число самозанятых в этой области специалистов достигло 43 тысяч человек. Сегодня более 8 миллионов граждан пользуются 570 видами онлайн-услуг через единый портал my.gov.uz.
В современном информационном обществе, где технологические инновации стремительно преобразуют способы взаимодействия и работу, актуальность проблемы развития цифровой компетентности госслужащих становится более существенной. Республика Узбекистан, как и многие другие страны, сталкивается с неотложной задачей адаптации государственных служб к требованиям цифровой эры.
С появлением современных цифровых технологий происходит массовая цифровизация различных аспектов общества, что ставит перед государственными служащими задачу адаптации к новым форматам работы, общения и предоставления услуг.
Искусственный интеллект играет все более важную роль в кадровом управлении, помогая автоматизировать процессы, предсказывать потребности в персонале и оптимизировать рабочие процессы. Это позволит кадровым службам более точно адаптироваться к потребностям и эффективно управлять персоналом.
Десижн мейкеры все больше используют аналитику данных для принятия стратегических решений в области управления персоналом. Это помогает им лучше понимать потребности своего персонала, выявлять тенденции и предсказывать возможные проблемы в области управления персоналом.
Сотрудники все больше ожидают от государственных служб высокого уровня цифровых сервисов, взаимодействия через онлайн-платформы и мгновенного доступа к информации.
С ростом объема цифровых данных и их значимости для государственных функций, обеспечение кибербезопасности также становится ключевой проблемой.
Развитие и внедрение новых технологий требует от госслужащих постоянного обучения и адаптации к изменяющемуся цифровому ландшафту.
Государственные службы с высокой цифровой компетентностью предоставляют гражданам и бизнесу удобные, доступные и безопасные онлайн-сервисы для взаимодействия с государством. Это включает в себя электронные порталы, приложения и онлайн-формы. Примером этому можно представить ресурсы gov.uz, my.soliq.uz, license.gov.uz, e-auksion.uz, stat.uz, vacancy.argos.uz, openbudget.uz, online-mahalla.uz, yoshlardaftari.uz.
На сегодняшний день Агентство развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан успешно интегрирует кадровые информационные системы, обеспечивая бесперебойный обмен данными между различными уровнями государственной структуры. Это создает единое информационное пространство для эффективного управления персоналом, оптимизации бизнес-процессов и повышения производительности.
Преимущества интеграции кадровых информационных систем включают в себя хранение и управление всей кадровой документацией организации в одной системе, снижение дублирования данных, автоматизация процессов, улучшение аналитики и отчетности. Благодаря централизованному доступу к данным, аналитика и отчетность становятся более точными и информативными, что помогает принимать обоснованные управленческие решения.
Также согласно недавно принятого Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию системы оценки эффективности деятельности республиканских и местных органов исполнительной власти, а также хозяйственных объединений» Агентство развития государственной службы ведет мониторинг своевременного и качественного внесения сведений об исполнении показателей эффективности в электронную платформу «samaradorlik.uz», на которой формируется рейтинг эффективности деятельности руководителей и их заместителей.
Использование электронных документов и цифровых подписей вместо традиционных бумажных процессов во много раз упрощает и ускоряет рабочие процессы, а также повышает уровень доверия и безопасности информации.
В Республике, как и во многих других странах, внедрение цифровых платформ становится всё более важным в контексте цифровой трансформации государственного управления. Эффективное предоставление государственных услуг в роли внедрения цифровых технологий в государственной службе помогает улучшить качество и доступность государственных услуг для граждан и бизнеса. Также оцифрованная информация помогают госслужащим собирать, анализировать и использовать данные для принятия обоснованных решений, оптимизации процессов и повышения эффективности государственного управления. Не маловажным является возможность уменьшения коррупции путем автоматизации процессов, улучшения мониторинга и отчетности, а также повышения прозрачности в деятельности государственных органов.
В этой связи приоритетными направлениями Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан являются:
- внедрение максимально прозрачного и справедливого порядка отбора и расстановки кадров с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- создание равных возможностей для карьерного роста, основанных на объективной оценке трудовой деятельности, морально-волевых качеств, способностей и навыков работников государственных органов и организаций;
- осуществление мониторинга и анализ тенденций и перспектив развития государственной гражданской службы с выработкой предложений по устранению проблем и вызовов в данной сфере;
- внедрение инновационных методов управления персоналом и развития человеческих ресурсов, основанных на принципах открытости, профессионализма и подотчетности.
Преодоление вызовов и успешная реализация этих инициатив помогут узбекским госслужащим развиваться согласно современным требованиям цифровой эры, обеспечивая тем самым стабильное и инновационное развитие госслужбы.
Напоследок, важно подчеркнуть, что цифровизация кадровой службы в Узбекистане не является отдельным проектом, а частью стратегии модернизации государственного управления и развития цифровой экономики в стране.