Сложение преимуществ и формирование нового уклада экономического развития
Ключевым императивом сотрудничества государств Центральной Азии были определены вопросы экономического развития и повышение благосостояния народов региона.
По словам главы Узбекистана, «торгово-экономическое сотрудничество является основным драйвером регионального партнёрства и интеграции», лидер Таджикистана призвал добиваться «стратегического прорыва на экономическом направлении», задействовать для этого весь потенциал государств региона, президент Казахстана предложил трансформировать Центральную Азию
в «пространство новых экономических возможностей».
О важности расширения торгово-экономических отношений, увеличения объёмов взаимного товарооборота, задействования большого нереализованного потенциала отметили также главы Туркменистана Сердар Бердымухамедов и Кыргызстана Садыр Жапаров.
При этом наряду с вопросами развития внутрирегиональной торговли отдельное внимание главы государств Центральной Азии уделили развитию промышленной кооперации в регионе.
В частности, Президент Узбекистана предложил разработать и принять Стратегию развития промышленной кооперации, в то время когда лидер Казахстана - План действий по развитию промышленной кооперации, а Президент Эмомали Рахмон выступил с инициативой выработать отдельные программы сотрудничества в сферах сельского хозяйства, промышленности и активного внедрения новых технологий.
Другим направлением, где были выдвинуты схожие инициативы, стала энергетика.
Так, Президент Узбекистана обратил внимание на важность обеспечения энергетической безопасности, которая может стать вызовом долгосрочному устойчивому развитию стран Центральной Азии. В этой связи он подчеркнул необходимость сотрудничества
в области развития энергетической инфраструктуры, диверсификации источников энергии, привлечения инвестиций
и технологий в сферу альтернативной энергетики и производство «зелёного» водорода.
Таджикистан и Кыргызстан выразили готовность с учетом своих гидроэнергетических ресурсов активно сотрудничать со странами Центральной Азии в производстве «зеленой» энергии.
В свою очередь, лидер Туркменистана заявил о готовности своей страны содействовать удовлетворению внутререгионального спроса
в энергоресурсах, к поставкам своего природного газа и электроэнергии в страны Центральной Азии и через их территории на внешние рынки на взаимовыгодных условиях.
В целях придания системности и эффективности сотрудничества
в данной сфере Президент Сердар Бердымухамедов предложил создать новую форму пятистороннего взаимодействия – Энергетический диалог центральноазиатских стран.
Традиционно в центре внимания лидеров государств Центральной Азии были вопросы дальнейшего повышения транспортно-логистического потенциала наших стран, диверсификации транспортных коридоров. При этом участники встречи приняли Пятистороннее соглашение об укреплении взаимосвязанности наземного транспорта в Центральной Азии.
Однако главы государств не ограничились этим и выдвинули ряд конкретных инициатив. Так, Президент Узбекистана предложил разработать Соглашение о транспорте и транзите в Центральной Азии, сформировать конкретные механизмы продвижения эффективных транспортных коридоров для выхода на рынки Китая, стран Южной Азии и Ближнего Востока, Евросоюза с применением сквозных тарифов, выгодных для бизнеса, подготовить Программу мер по либерализации рынка транспортных услуг, оптимизации разрешительных процедур, а также рассмотреть вопросы создания интегрированной цифровой Платформы международных перевозок.
Созвучно инициативе лидера Узбекистана было предложение Президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова рассмотреть возможность запуска Центральноазиатской транспортно-логистической платформы.
Несомненно, все эти инициативы весьма актуальны для устойчивого развития государств и свидетельствуют об общем намерении создать в регионе новый уклад экономического развития, основанный на использовании конкурентных преимуществ и взаимодополняемости экономик центральноазиатских стран, сформировать в регионе емкий рынок
и интегрировать его в глобальные цепочки добавленной стоимости, трансформировать Центральную Азию в важное звено межрегиональной взаимосвязанности.
В этой связи представляется востребованной инициатива Президента Узбекистана об учреждении Экономического совета Центральной Азии, который мог бы стать действенным механизмом обеспечения сотрудничества и координации усилий по согласованному продвижению экономических проектов, отвечающих общим интересам.
Акрамжон Неъматов,
первый заместитель директора Института
стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ)
при Президенте Республики Узбекистан