Прошедший этап центральноазиатской кооперации стал прорывом в общем процессе регионального строительства
Состоявшаяся 14 сентября в Душанбе Консультативная встреча глав государств Центральной Азии имеет без преувеличения историческое и с политической точки зрения символическое значение, являясь пятой по счету, завершает полный цикл центральноазиатских саммитов, запущенных в 2018 году по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева
и поддержанных всеми лидерами государств региона.
Душанбинский саммит прошел в атмосфере открытого
и доверительного диалога, конструктивного обмена мнениями, лидеры государств Центральной Азии дали оценку результатам предыдущих консультативных встреч и выразили твердую готовность продолжить совместное движение в сторону поступательного выстраивания устойчивой архитектуры регионального сотрудничества.
Главным же выводом итогов пятисторонней встречи является то, что процесс регионального сближения – это уже свершившийся факт, обрел необратимый характер, вышел на качественно новый этап интеграционного развития, выражающийся в возросшем стремлении государств региона к формализации
и институционализации многопланового взаимодействия, придании ему системности и непрерывности.
Лидерами государств Центральной Азии выражена принципиальная заинтересованность продолжить всесторонне укреплять межгосударственное сотрудничество, отношения добрососедства и взаимного доверия в Центральной Азии.
Свидетельством этого стало решение учредить Совет национальных координаторов по делам Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, призванный повысить эффективность межгосударственного взаимодействия.
И это неспроста. Именно благодаря общей политической воле
и совместным усилиям государствам региона удалось, как отметил лидер Узбекистана, «серьезно продвинуться в решении жизненно важных вопросов и наполнить сотрудничество между государствами Центральной Азии качественно новым содержанием».
За последние годы устранено множество барьеров, выступавших факторами межгосударственной напряженности, прежде всего решены чувствительные пограничные проблемы между большинством соседних стран региона, разблокированы транспортные коммуникации, ведется диалог по взаимовыгодному использованию водно-энергетических ресурсов, совместному обеспечению водной, энергетической и продовольственной безопасности.
Усиливаются кооперационные связи, созданы совместные инвестиционные компании, ведется работа по строительству приграничных индустриально-торговых зон, запускаются межгосударственные проекты в промышленности, аграрном секторе, автомобилестроении и энергетике. Введен безвизовый режим, созданы условия для свободного перемещения граждан, активных культурных
и туристических обменов.
Только Узбекистан с 2016 года довел количество пунктов пропуска с государствами Центральной Азии до 78 единиц, в три раза увеличил число автобусных рейсов, в два раза – авиарейсов. Сегодня границы между Узбекистаном и странами Центральной Азии можно по праву называть мостами дружбы и добрососедства. Один пример – с 1 сентября текущего года узбекско-кыргызскую границу можно переходить с предъявлением внутреннего документа – общегражданской ID-карты.
Выведена на новый этап работа по торгово-экономической, транспортной и энергетической кооперации. Так, в 2020-2021 годах Узбекистан создал совместные инвестиционные фонды и компании
с Кыргызстаном и Таджикистаном, в 2022 и 2023 годах начал строительство приграничных индустриально-торговых
и промышленных зон с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном
и Туркменистаном. С Кыргызстаном реализуются проекты строительства железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан
и Камбаратинской ГЭС, с Таджикистаном – Яванской ГЭС на реке Зарафшан, с Казахстаном – мультимодального транспортно-логистического центра в Ташкенте. Это лишь некоторые примеры, которых много и в других государствах Центральной Азии.
Конечно, все ещё сохраняются вопросы, которые требуют своего решения. Но самое главное – поддерживается диалог, твёрдый курс на нахождение взаимоприемлемых компромиссов. Сегодня важно преодолеть узконациональные эгоизмы, осознать неразрывную связь устойчивого будущего региона с перспективами собственного развития и выйти на взаимовыгодные решения, отвечающие интересам всех сторон. И заданная инерция региональной кооперации говорит о том, что это возможно. Как отметил президент Кыргызстана, «надо найти общие подходы и объединить усилия для поиска взаимоприемлемых решений. Нерешаемых проблем нет, нужна политическая воля».
Акрамжон Неъматов,
первый заместитель директора Института
стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ)
при Президенте Республики Узбекистан