Cтатья “Политика открытости – требование и основа реформ в Новом Узбекистане”
Политика открытости – требование и основа реформ в Новом Узбекистане
Открытость и прозрачность являются одними из наиболее эффективных инструментов в борьбе с коррупцией и её предупреждении. Поэтому начатая в Узбекистане работа по обеспечению верховенства закона, внедрению действенных форм открытости и прозрачности, установлению эффективного общественного контроля за деятельностью органов государственной власти приобретает все более решительный и системный характер.
В результате за последние годы по инициативе Президента страны произошли значительные позитивные сдвиги в борьбе с различными формами бюрократизма и коррупции. В частности, внедрены новые порядки, обеспечивающие открытость и прозрачность деятельности государственных органов и организаций, а также созданы необходимые условия для эффективного общественного контроля. Об этом свидетельствует тот факт, что за короткий период времени коренным образом усовершенствована система рассмотрения обращений физических и юридических лиц, запущены «Народная приёмная», «Горячая линия» и «Виртуальная приёмная» Президента. Таким образом глава государства продемонстрировал готовность к открытому общению с гражданами. Кроме того, налажена эффективная система работы с обращениями в виде «телефонов доверия» и «виртуальных приёмных» или выездных мобильных приёмных в каждом министерстве и государственном учреждении.
К тому же, широкое внедрение цифровых и онлайн-технологий ещё больше повысило подотчётность государственных органов перед обществом. В частности, Портал открытых данных (data.gov.uz), зарегистрированная база данных юридических лиц и субъектов хозяйствования (my.gov.uz) и другие платформы играют важную роль в снижении и устранении бюрократии, а также противодействии и предупреждении коррупции.
Принятые нормативно-правовые документы концептуального значения и другие административные реформы, направленные на предупреждение коррупции, также приносят результаты в обеспечении открытости органов государственной власти и управления.
Например, для предотвращения хищения бюджетных средств был принят Закон «О государственных закупках». Теперь согласно данному закону, вся информация о закупках, осуществляемых государственными органами и организациями размещается на портале d.xarid.uz. Созданы эффективные механизмы общественного контроля, а вновь запущенный портал «Открытый бюджет» позволил населению принимать непосредственное участие в управлении бюджетных средств.
В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 сентября 2021 года внедрена эффективная система расходования бюджетных средств и средств, полученных от перевыполнения прогноза доходов местных бюджетов под контролем местного населения и широкой общественности, а также запущен проект «Инициативный бюджет».
Для справки: В первый сезон проекта «Инициативный бюджет» в 2022 году от граждан поступило в общей сложности около 70 тысяч инициатив, из которых выиграли 2,215. В голосовании по этим проектам приняли участие более 6,7 млн человек. Тридцать четыре процента из отобранных инициатив были связаны с проектами реконструкции общеобразовательных школ.
Кроме того, налажена система реализации государственных объектов, недвижимости, земельных участков, транспортных средств, номерных знаков, права на строительство и установку объектов наружной рекламы, мест для установки автомобильных радаров и т.п. посредством открытого электронного интернет-аукциона e-auksion.uz.
Другой пример: создана система обязательного общественного обсуждения проектов законов, проектов нормативно-правовых актов, принимаемых на уровне Президента и правительства, для чего запущен портал regulation.gov.uz.
Это, в свою очередь, способствует прозрачности планируемых к принятию важных решений, реализации на практике принципа подотчётности перед гражданами.
Одним из основных достижений в этой области является налаживание работы пресс-служб, информирующей общественность о деятельности государственных органов и организаций. То есть во всех государственных органах выделены отдельные штатные единицы для пресс-служб, а статус пресс-секретарей повышен до уровня советников руководителя по информационной политике.
Кроме того, обеспечена максимальная открытость и прозрачность статистических данных для широкого круга отечественных и зарубежных пользователей. Согласно чему, на Портале открытых данных размещаются общедоступные статистические данные, в том числе информация о государственных закупках, регистрации патентов, лекарственных средств и медицинских изделий, движении общественного транспорта, использовании земельных ресурсов и другие сведения.
В результате таких системных и последовательных реформ, значительно улучшились позиции Узбекистана в ряде международных рейтингов и индексов, и одним из основных индикаторов является обеспечение открытости.
Например, по итогам 2020 года Узбекистан поднялся на 125 позиций до 44-го места в мировом рейтинге открытых данных (Open Data Inventory Ranking). Важную роль сыграло и внедрение практики раскрытия показателей в 20 направлениях государственного и общественного управления.
Или в обновленном Индексе восприятия коррупции Transparency International (Corruption Perceptions Index by Transparency International) за 2021 год Узбекистан поднялся на шесть позиций по сравнению с 2020 годом, заняв 140-е место из 180 стран.
Как логическое продолжение реформ 16 июня 2021 года Президентом Республики Узбекистан был подписан Указ «О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективной реализации общественного контроля», который, по мнению не только местных специалистов, но и международных экспертов, стал поистине революционным документом.
Указом утверждён Перечень социально значимых сведений, подлежащих размещению в качестве открытых данных, и чётко определены государственные органы и организации, разрабатывающие данные, а также порядок публикации открытых данных.
Начали работу комитеты по вопросам информационной политики и обеспечения открытости в государственных органах при Законодательной палате и Сенате Олий Мажлиса, а также постоянные комиссии по вопросам информационной политики и обеспечения открытости в местных органах государственной власти при областных, районных и городских Кенгашах народных депутатов.
Перед Агентством по противодействию коррупции поставлена задача координирования и постоянного мониторинга сферы открытости, расширения списка открытых данных, усиления общественного контроля и привития культуры публичной отчётности государственным служащим.
В структуре Агентства создано новое Управление по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций.
На основе раскрытой информации государственными органами и организациями, местные СМИ, в том числе ведущие интернет-издания опубликовали около 140 новостной информации и журналистских расследований.
В Агентстве налажена система постоянного мониторинга за своевременным размещением в обозначенных ресурсах социально значимых сведений, в качестве открытых данных, утвержденных Указом.
Например, в январе-феврале текущего года Агентство опубликовало на своём официальном сайте отчёты по изучению работы 135 министерств и ведомств, органов государственной власти на местах, касательно размещения на своих официальных сайтах и Портале открытых данных необходимой информации о своей деятельности, в частности о государственных закупках, расходах на служебные командировки должностных лиц и на приём гостей, прибывших из-за рубежа, и другие.
При этом с 1 декабря 2021 года сессии Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных, районных и городских Советов народных депутатов в обязательном порядке транслируются в прямом эфире на телеканалах и сети Интернет. Прямая трансляция сессий служит повышению уровня правосознания граждан и непосредственному ознакомлению с содержанием и значением обсуждаемых законодательных актов, а также с обоснованными мнениями экспертов, разрабатывавших их.
За прошедший период Агентством направлено 26 представлений и 35 писем-предупреждений в министерства, ведомства и органы местного самоуправления об устранении нарушений, выявленных в результате мониторинга и анализа.
Теперь планируется работать над этим вопросом на постоянной основе, организовывать семинары с привлечением экспертов неправительственных организаций, работающих в этой сфере. Одним из основных вопросов повестки дня является расширение списка открытых данных и поднятие их на качественно новый уровень, разработка предложений по дальнейшему развитию сферы.
За истекший период полностью задокументировано законодательство о деятельности государственных органов и организаций в сфере открытости, разработаны обоснованные предложения по восполнению имеющихся пробелов и совершенствованию механизмов, не дающих ожидаемых результатов. В частности, принято 3 закона, 1 Постановление Президента и 3 Постановления Правительства и 1 ведомственный документ, направленные на регулирование сферы открытости.
Так, разработан проект Закона «О внесении дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности». Согласно этому документу, новый Кодекс об административной ответственности дополнен новой статьей 2157, которая предусматривает штраф в размере от 3 до 10 базовых расчётных величин для должностных лиц органов государственной власти и управления, нарушающих требования законодательства об открытости.
Ещё одним важным вопросом является то, что в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан» при Агентстве создан Фонд развития общественного контроля.
Отныне, подготовка материалов об открытости деятельности государственных органов и организаций, финансирование проектов ННО, других институтов гражданского общества по обеспечению открытости в государственных органах и организациях, а также исследования в этой области и ряд других направлений будет осуществляться за счёт средств Фонда.
Также, за счёт средств Фонда была налажена работа колл-центра с единым коротким номером «1253», который позволяет гражданам оперативно сообщать о фактах коррупции.
Кроме того, Агентство планирует сформировать Индекс открытости (рейтинг) государственных органов и организаций и опубликовывать результаты по итогам каждого года.
Самое главное, Индекс позволяет наглядно показать уровень открытости любого государственного органа и организации для общественности.
Агентство уделяет особое внимание дальнейшему повышению позиций Узбекистана в международных рейтингах и индексах за счёт повышения эффективности работы в этом направлении.
В частности, для улучшения позиции страны был проведён комплексный анализ Фактора «Открытое правительство» (Open Government Factor, WJP Rule of Law Index), (по фактору «Открытое правительство» Узбекистан занял 122-место из 139 стран с самым высоким показателем за последние 6 лет - 0,37 балла в 2021 году). По результатам анализа разработана программа мероприятий по улучшению позиции страны в этом международном индексе. Кроме того, с 2022 года принимаются меры по дальнейшему улучшению и обновлению наших рейтингов в Open Data Inventory, Индексе верховенства права, Глобальном индексе открытых данных и Барометре открытых данных.
Если мы хотим добиться кардинальных изменений в сфере открытости, мы должны, конечно, соответствовать требованиям общепризнанных стандартов через членство в международных организациях. В связи с этим в прошлом году Узбекистан присоединился к Международной хартии открытых данных (International Open Data Charter). Хартия работает над обеспечением открытости и прозрачности информации от более чем 150 правительств и организаций по всему миру.
Агентство наладило тесное сотрудничество с этой организацией и совместно с Госкомстатом Узбекистана при поддержке Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) разработало рекомендации и Итоговый отчёт по набору открытых данных по противодействию коррупции в Узбекистане. В качестве приоритета определено дальнейшее расширение доступа к открытым данным, создание инфраструктуры открытых данных на основе международных стандартов.
Одним словом, политика открытости и прозрачности в Узбекистане теперь будет только набирать обороты, правительство будет ещё более открытым, сотрудничество между гражданами и властью будет и дальше совершенствоваться, и развиваться. Ведь открытость и прозрачность – это не только требование времени, но и требование и основа реформ в Новом Узбекистане.